Раздзелы сайта

Галоўная

Первый раз в первый класс


Как наиболее продуктивно использовать последнее "вольное" лето ребенка перед школой?


Последнее "вольное" лето дошкольников приносит родителям много тревог, связанных с предстоящим поступлением детей в первый класс. Иногда эти тревоги чрезмерно усиливаются, делая воспитательные усилия взрослых судорожно-хаотическими. Лето - достаточно долгий срок, однако не стремитесь выполнить за него всю программу прогимназии или первого класса.
Если вы сомневаетесь, что ребенок легко пойдет в школу, помните, что все мы - ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе - это комплекс способностей, поддающихся упражнению. Упражнения, задания, игры, выбранные вами для развития ребенка, легко и весело можно выполнять с мамой, папой, бабушкой, старшим братом - со всеми, кто располагает свободным временем и желанием заниматься. При подборе заданий обратите внимание на слабые места своего ребенка. Полезно, чтобы он все-таки умел читать и немного писать, считать - если ребенок опережает требования программы, он будет лучше себя чувствовать в школе.
Вы можете дать волю своей фантазии и видоизменять задания, а можете точно придерживаться инструкции, - в любом случае ваш ребенок растет и приближается к школе. Но помните, пожалуйста, несколько простых правил:
Ø    Занятия с малышом должны быть обоюдно добровольными.
Ø    Их длительность не должна превышать 35 минут.
Ø    Не пытайтесь предлагать ребенку задания, если он утомлен.
Ø    Постарайтесь, чтобы занятия имели регулярный характер - "мозговой штурм" при подготовке к школе не слишком эффективен.
Если вы опасаетесь за успехи своего ребенка, советую вам не состредоточиваться на выработке конкретных навыков - не стоит "дрессировать" его на сложение и вычитание, чтение по слогам. Методические приемы обучения в начальной школе постоянно меняются, существует множество авторских программ, и ваши усилия могут пойти вразрез с ними, что только затруднит в дальнейшем обучение ребенка. Куда полезнее будет использовать общеразвивающие упражнения, полезные для укрепления восприятия, памяти, внимания, тонкой моторики рук.
Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова - предлагайте ему внятно повторять слова, как русские, так и иностранные, знакомые и незнакомые ("электрификация", "магистратура" и т. д.). Разучивайте с ним стихи, скороговорки и сочиняйте
сказки. Просите повторять наизусть услышанный текст и пересказывать его своими словами. Вспомните коллективные игры типа "Барыня прислала сто рублей", "Я садовником родился..." - они развивают произвольность действий, сосредоточенность, обогащают речевой запас детей. Очень полезно запоминать различные предметы, их количество и взаиморасположение; обращайте внимание ребенка на детали пейзажа и окружающей обстановки. Не забывайте почаще просить его сравнивать различные предметы и явления - что в них общего и чем они отличаются. Предложите ребенку запомнить последовательность цифр (например, номера телефонов). Хорошо стимулируют развитие концентрации внимания игры-лабиринты, в которых нужно "проследить" дорожку персонажа, а также задание на сравнение двух почти одинаковых рисунков.
Не пренебрегайте занятиями, развивающими и укрепляющими мелкие движения рук: лепка, рисование, аппликации, игры с конструкторами типа LEGO - все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка и способствует развитию мышления ребенка. Используйте подручные средства - можно отделить горох от кукурузы или бобов, рассортировать пуговицы, разложить спички.
И, как бы ни продвигались объективные успехи вашего ребенка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что, отличник или двоечник, он все равно для вас самый любимый!
 
Почему-то, вместо радости многие дети (особенно домашние), переживают первого сентября стресс. Неужели это правда?
 Первый раз в первый класс! Цветы, новая форма, ранец, первая учительница. Главное слово - "первый". Все, что впервые, запоминается на всю жизнь. Дошкольник становится школьником, его родители - это теперь родители ученика, его бабушки и дедушки вспоминают свое пионерское детство и обсуждают новые, конечно же, плохие, учебники. Первое сентября - день знаний, праздник взросления, новый этап. Однако любой праздник легко испортить. И тогда - первые слезы, связанные со школой, легко превращаются в потоки слез, нежелание учиться, неумение справляться с жизненными трудностями, ощущение собственной брошенности и ненужности, страх перед людьми и всем новым и еще много-много чего "интересного", с чем приходится сталкиваться психологу. Поэтому важно провести первое знакомство со школой психологически грамотно - поверьте, это совсем небольшой труд, который поможет вам избежать многих неприятностей. Отвлечемся от того, что умеет и чего пока не умеет ваш ребенок - речь идет о том, чтобы, по крайней мере, не напугать его первой встречей со школой.

                Что
особенно важно помнить родителям будущего первоклассника?
1.    Толпа. Ребенок может ужаснуться, увидев впервые скопление людей перед школой. Даже если он бывал на праздничных гуляньях, в театре, цирке, ему может стать очень неприятно от того, что он вольется в эту толпу, станет ее частью. На миг может возникнуть ощущение, что он совсем маленький, неотличимый от других, что его может легко потерять даже собственная мама. Постарайтесь сразу же найти ему пару среди будущих одноклассников - мальчика или девочку, подходящих по темпераменту и симпатичных ему. Пусть они возьмут друг друга за руки и вместе идут в класс, это обоим даст чувство защищенности.
2.    Учительница. Необходимо помнить, как ее зовут и убедиться, что ребенок это тоже знает. Привык ли он обращаться ко взрослым по имени-отчеству? Если пока нет, просто повторите несколько раз имя учительницы, никогда не называйте ее безлично ("она", "учительница", "наш начальник" и т. д.). Познакомьте его с ней заранее. Детям нравятся разное - мальчики обычно предпочитают юных и красивых, девочки - полных и добрых. Вообще красота и полнота ассоциируется у детей с доброжелательностью. Если вам не очень понравилась преподавательница, то не демонстрируйте своего недовольства, постарайтесь избежать негативных оценок и в беседе с друзьями. Если вы убеждены, что вашему детищу досталась сущая кикимора - не выражайте вслух своей зависти другим детям и их родителям, лучше подумайте о том, что это ваша промашка -ведь главное в начальной школе - именно учительница.
3.    Одежда. Часто ребенок впервые надевает новую одежду. Постарайтесь заранее все примерить, подогнать и дать ему в ней походить. В  нашей гимназии  принято носить деловой стиль одежды многие. Пусть полюбуется на себя перед зеркалом, услышит комплименты, оценит стиль и красоту. Одежда должна быть практичной и удобной. Если девочка не носила раньше платьев, а вы именно так видите ее торжественный наряд, не советую  вам выпускать ее впервые в девичьем облике первого сентября. Она может стесняться голых ног, не знать, как двигаться, и вообще не нравиться себе. Не нужно создавать напряжения по такому пустяковому поводу. Выбирать одежду желательно заранее с ребенком, при его одобрении, заранее же примерить и дать ему походить, чтобы убедиться, что ничто не сваливается, и все застежки на месте.
4.    Еда. Многие дети так волнуются, что не могут хорошо позавтракать перед школой. Не стоит давить на детей в этот день. Поэтому постарайтесь приготовить на завтрак то, от чего ваш малыш никогда не откажется - возможно, ограничиться только фруктами. Если заставлять есть при отсутствии аппетита, легко закрепить рвотный рефлекс, который будет появляться при слове "школа". А лучше разбудить ребенка немного пораньше, чтобы он успел почувствовать голод. Поинтересуйтесь, что дают детям на завтрак в школе. Если ему это не нравится, предупредите заранее, что даже в этом случае некрасиво вслух критиковать то, что для других детей, возможно, является лакомством.
5.    Туалет. Выясните, где расположен туалет для маленьких, не является ли это помещение общим для мальчиков и девочек, горит ли там свет. Для многих детей проблема туалета представляется не решаемой, и "промашки", совершенные в первый школьный день, могут иметь дальние последствия. Нередко дети, не ходившие в детский сад, испытывают шок от того, что естественные отправления можно совершать не в одиночестве. Ваша задача - предупредить ребенка об этом и убедиться, что он все понял. Проследите, чтобы на нем была легко расстегивающаяся одежда, носовой платок и бумажные салфетки. Научите его правильно отпрашиваться в туалет и объясните, что это можно сделать и на уроке, хотя лучше, конечно, на перемене.
Эти несложные советы реализовать очень легко. Не забудьте напутствовать ребенка добрым словом и приготовить для него дома небольшой подарок. Хорошо, если у вас останется на память об этом дне и фотография. Если же у вас не все прошло гладко - не отчаивайтесь, ребенок с благополучным детством вовсе не обязан полюбить школу с ее ограничениями сразу и навсегда. Сложности, возникающие на первом году обучения, - предмет для отдельной беседы.
Удачи!