Раздзелы сайта

Галоўная

Родителям о режиме труда и отдыха детей и подростков

Родителям о режиме труда и отдыха детей и подростков

Ребенок – подросток – юноша (девушка). Все наши дети поднимаются по этим возрастным ступенькам, но для одних восхождение по ступенькам жизни сопровождается приобретением недугов, для других – заканчивается глубокой инвалидностью. Оценивая состояние детей школьного возраста, можно дать следующий анализ: лишь 10% школьников имеют нормальное здоровье, у 40% диагностируются хронические заболевания, у 50% отмечаются функциональные отклонения.

Самое дорогое, что есть у человека - это здоровье. «Здоровье - всему голова» - гласит народная мудрость, а здоровье детей - это «голова здоровья» будущего поколения нашего общества. Вот почему у детей с ранних лет необходимо воспитывать сознательное отношение к своему здоровью. Залогом здоровья является строгое соблюдение установленного режима дня.

Режим - основа гигиенического образа жизни (правильная организация сна, питания, организация смены деятельности, чередование труда и отдыха). Он создает оптимальные условия для укрепления здоровья и повышения работоспособности. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается определенный ритм деятельности всего организма. Это улучшает его функциональные возможности и позволяет наиболее эффективно выполнять различные виды работ. Кроме того, воспитываются организованность, воля, дисциплинированность.

Родителям необходимо постоянно контролировать правильность выполнения детьми гигиенических правил и помогать им в этом. Очень важно детей приучать не только ложиться, но и вставать всегда в одно и то же время. Учащиеся, занимающиеся в школе в первую смену, как правило, встают в 7 часов утра. Затем ребенок должен выполнять ряд гигиенических процедур, регулярность выполнения которых также вырабатывает у детей полезные привычки. Утренней гимнастике, водным процедурам и утреннему туалету отводится 30 минут. Наиболее благоприятное время отхода ко сну – с 21 до 22 часов. В этот период человек хорошо расслабляется и легко засыпает. Сон спокойный, отдых полноценный.

Необходимо обратить внимание, что не следует «залеживаться» и учащимся второй смены. При позднем подъеме ребенок пересыпает, теряет время наиболее высокой работоспособности, не успевает приготовить домашнее задание, погулять перед занятиями в школе, выполнить поручения по дому.

Лучшее время для умственной работы – с 8.00 до 12.00 (первый пик работоспособности) и с 16.00 до 18.00 (второй пик работоспособности).

Школьника следует научить правилам самоконтроля за учебной «рабочей» позой во время выполнения домашних заданий. Чтобы сохранить прямое положение туловища, стул должен стоять так, чтобы его край заходил под крышку стола на ширину ладони ученика. Расстояние от глаз до предмета, размещенного на столе (парте) составляет для младших школьников 22-24 см, для старших – 30-35 см. Чтобы дыхание было свободным, между передней поверхностью грудной клетки и краем стола парты должно быть пространство, равное ширине ладони. Для сохранения высокой работоспособности, каждые 20-25 минут работы необходимо делать десятиминутные перерывы, во время которых выполнить несколько физических упражнений для мышц спины, конечностей, для снятия зрительного напряжения.

Физкультминутки для улучшения мозгового кровообращения:

  1. И.П. (исходное положение) - сидя на стуле, 1-2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
  2. И.П. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - И.П., 3 - поворот головы налево, 4 - И.П. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
  3. И.П. - стоя или сидя, руки на поясе, 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - И.П., 3-4 - то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

Физкультминутки для снятия утомления с плечевого пояса и рук:

  1. И.П. -стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх, 2 - переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
  2. И.П. -стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 pаз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
  3. И.П. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
  4. И.П. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
  5. И.П. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 - круговые движения тазом в одну сторону, 4-6 - то же в другую сторону, 7- 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
  6. И.П. - стойка ноги врозь. 1- 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 - И.П., 5-8 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

Комплекс упражнений гимнастики для глаз

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. По­вторить 4-5 раз.
  2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
  3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, замедлен­ными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
  4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6.

Повторить 1-2 раза.

Многие из ребят подолгу сидят у телевизора или компьютера, не подозревая, что этим самым они наносят огромный вред своему здоровью. Поэтому при просмотре телепередач или при работе на компьютере следует соблюдать следующие правила:

  • сидеть перед телевизором или компьютером не чаще 4-5 раз в неделю (время непрерывного нахождения у экрана - не более 30-60 минут);
  • соблюдать расстояние от экрана телевизора не менее 2,5-3 метров;
  • следить, чтобы верхняя кромка экрана телевизора находилась на уровне глаз. Желательно поместить сзади экрана настольную лампу с мощностью лампочки 40-60 ватт, которая обеспечит дополнительную подсветку экрана;
  • не смотреть телевизор лежа;
  • громкость включенного телевизора должна быть на уровне обычного разговора;
  • после просмотра телепередач или работы на компьютере необходима прогулка на свежем воздухе и сквозное проветривание помещения.

Для правильной организации отдыха важное значение имеет рациональное распределение свободного времени ученика, которому у младших школьников в распорядке дня рекомендуется посвящать 1,5-2 часа, у учащихся средних и старших классов – 1,5-2,5 часа. Свободное время должно использоваться для занятий по интересам: чтение, музыка, хобби, работа по дому, встречи с друзьями и т.п.

Помните! Твердый распорядок дня ваших детей экономит силы, сохраняет их здоровье!