Раздзелы сайта

Галоўная

Влияние компьютерных игр на здоровье учащихся

Влияние компьютерных игр на здоровье учащихся

    Ежегодно во всем мире компьютерные технологии претерпевают ряд изменений, становятся более прогрессивными, в частности, появляются новые модели персональных компьютеров, реалистичнее становятся и компьютерные игры.

    Сегодняшнее подрастающее поколение уже живет и воспитывается в такой среде, где компьютер стал привычной и необходимой вещью в каждом доме, где компьютерные игры являются частью реального взаимодействия.

         Первая компьютерная игра, так называемая видеоигра, возникла в 1962 году в Массачусетском технологическом институте (США). Видеоигра Стива Рассела «Космическая война» позволяла игроку, специалисту в данной области, с помощью нескольких клавиш управлять движением ракеты по экрану, изменять направление полета, скорость, открывать огонь по противнику. Но понадобилось еще почти 20 лет, прежде чем видеоигры нашли широкое распространение и признание.

         Положительные стороны использования компьютерных игр:

  • появление интереса к новой технике, устранение страха перед ней;
  •  формирование психологической готовности к овладению компьютерной грамотностью;
  • моделирование новых ситуаций, в которых реальная жизнь переплетается с воображаемым миром.

Но, наряду с этими положительными моментами есть и немало отрицательных. Очень часто компьютерные игры настолько захватывают ребенка, что он перестает общаться с друзьями, заниматься спортом, начинает даже пропускать уроки, поэтому родителям необходимо регулярно контролировать в какие игры и как долго их ребенок играет. По мнению известного американского психолога Сеттона Смита, компьютерные игры содержащие агрессивность, жесткость и деструктивность способны вызывать психологическую зависимость, которая в дальнейшем негативно сказывается на нравственном и эмоциональном потенциале детей. Родителям необходимо помнить, что хорошая компьютерная игра позволяет не только отдохнуть и развлечься, но и является достойным инструментом для обучения и развития детей: например, помощь в изучении иностранных языков, устранение пробелов по учебным дисциплинам и т.д.

     Известно, что одной из главных проблем, которую связывают с компьютерными играми – значительная нагрузка на органы зрения. Необходимо регламентировать время, которое ребенок проводит за компьютерными играми: 7 минут – дошкольники, 10 минут – первоклассники, 15 минут – пятиклассники, 20 минут – учащиеся шестых и седьмых классов, 25 минут – учащиеся восьмых и девятых классов, 50 минут – учащиеся десятых и одиннадцатых классов, 4 часа – взрослые (возобновление работы через 40 минут).

Не менее важно и  оборудовать должным образом рабочее место для ребенка. Особенно требовательно стоит подходить к выбору рабочего стола. Его высота должна соответствовать росту ребенка. Он не должен сутулиться, находясь за столом, но при этом чувствовать себя достаточно комфортно. Стул должен быть оборудован спинкой. Все это необходимо, чтобы избежать мышечного утомления и сохранить правильную осанку.

При работе за компьютером отмечается перегрузка суставов кистей рук. Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.

Выполнение этих простых правил поможет сохранить здоровье ребенка.

Также, особое внимание стоит уделить компьютерной или игровой зависимости– пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими детьми. Признаком компьютерной зависимости является не само по себе время, проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности.

У младших школьников компьютерная зависимость обычно проявляется в форме пристрастия к компьютерным играм. У ребят старших классов она начинает включать и более содержательные занятия: усовершенствование собственного компьютера, поиск компьютерных программ и других материалов в сети Интернет, программирование и т.д.

 Российский психолог А.Л. Венгер выделил основные признаки игровой зависимости:

  • ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера;
  • ребенок провел хотя бы одну ночь у компьютера;
  • ребенок прогулял школу – сидел за компьютером;
  • ребенок приходит домой, и сразу к компьютеру;
  • ребенок забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось);
  • ребенок пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался;
  • ребенок конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет играть.

Симптомы игровой зависимости:

  • психические (появление чувства радости, эйфории при контакте с компьютером или даже при ожидании; отсутствие контроля за временем взаимодействия с компьютером; желание увеличить время взаимодействия с компьютером; появление чувства раздражения, либо угнетения, пустоты, депрессии при отсутствии контакта с компьютером; использование компьютера для снятия внутреннего напряжения, тревоги, депрессии; эмоциональная неустойчивость);
  • социальные (возникновение проблем во взаимоотношениях с родителями, в школе, с одноклассниками; пренебрежение личной гигиеной, неряшливость);
  • духовные (потеря смысла реальной жизни, жизнь становится ненужной, пустой, лишенной всякого смысла, что приводит к духовному обнищанию).

И все же, как грамотно противостоять компьютерной зависимости?Постоянно интересуйтесь настроением, делами, удачами и неудачами ребенка. Чаще расспрашивайте его о том, что происходило в школе, по дороге домой и т.д. Организовывайте семейные экскурсии, прогулки, просмотры. Обеспечьте ребенку условия и возможность в реальной жизни получать то, что ему может дать виртуальный мир. Это яркая, насыщенная, интересная жизнь, возможность испытывать азарт, риск, агрессию приемлемым способом, возможность играть, реализовывать любопытство, общаться со сверстниками. Ни в коем случае не следует наказывать ребенка запретом на компьютерные игры, а в качестве поощрения разрешать играть «сколько хочешь».

К сожалению, сейчас нередко встречаются учащиеся, которые перешли грань разумного в компьютерных играх, что сказывается на их здоровье. Чрезмерное общение с компьютером может привести не только к ухудшению зрения ребенка, но и отрицательно сказаться на его психическом здоровье. При всем преимуществе компьютерных игр они все же создают иллюзию общения и не приводят к формированию навыков настоящего общения. Особенно это опасно для застенчивых детей. Реальное общение доставляет им психоэмоциональное напряжение и на смену ему приходит псевдообщение. Ребенок все больше отвергает реальный мир, где ему грозят негативные оценки и необходимость что-то менять в себе. Такой уход в искусственную реальность и формирует у ребенка игровую зависимость. И все же компьютер – это наше будущее. Работа на нем обучает новому способу, более простому и быстрому, получения и обработки информации. А умение получить необходимый для учебы материал и быстро обработать ускоряет и оптимизирует процесс мышления, помогает не только узнать больше, но и лучше, точнее решать новые задачи.
         Помните о том, что важным в компьютерных играх является чувство меры. Технический прогресс не стоит на месте, и с самыми последними его достижениями учащиеся встречаются первыми. И чтобы умная машина была другом, а не врагом нашим детям, нам, взрослым, необходимо постоянно повышать свой уровень знаний. Хотя бы для того, чтобы мы могли понимать то, чем увлечены наши дети, разделять с ними их успехи, да и просто больше общаться с ними.

Заведующий отделением гигиены

детей и подростков

ГУ «Центр гигиены и эпидемиологии

Первомайского района г.Минска»                                        С.С. Стасевич